Top.Mail.Ru
Заказать звонок

Совмещение бизнеса и работы по найму: Возможно ли это?

Совмещение бизнеса и работы по найму: Возможно ли это?

Открыть собственное дело можно, даже работая по найму. Совмещать два вида деятельности законом не запрещается, даже если рабочий день длится полные 8 часов. В такой ситуации главное правильно разделить доходы и имущество, а также выбрать организационную форму. Рассказываем, как начать наемным работникам начать предпринимательство и что для этого потребуется.

Для начала бизнеса нужен будет стартовый капитал. Получить его за счет зарплаты может не каждый. Компания «Третий Рим» поможет получить заемные деньги на выгодных условиях. Звоните – и мы ответим на все ваши вопросы.

Можно ли сотруднику по трудовому договору вести свой бизнес

Законодательного запрета на ведение предпринимательской деятельности по совместительству с трудовым наймом нет. Граждане вправе это делать, если это не будет мешать выполнять трудовые обязанности. 

Гражданин, который начнет свой бизнес, получит право нанимать сотрудников. Он должен будет в полной мере выполнять свои обязательства, несмотря на совместительство. 

Распространенная на практике ситуация, когда гражданин выполняет работу как наемный сотрудник и параллельно с этим открывает ИП и занимается небольшим делом. Например, оказывает бытовые услуги, подрабатывает репетитором, изготавливает вещи, предметы. Также он вправе использовать иную организационную форму, например, быть учредителем в ООО или самозанятым.

Ограничения для отдельных категорий граждан

Некоторым гражданам все же приходится учитывать ограничения:

  1. Признанные банкротами. Такое лицо не вправе быть учредителем в ООО в течение 5 лет, а если была реализована внесудебная процедура, то 10 лет.

  2. Государственные служащие. В отношении таких лиц действует запрет на ведение предпринимательства. Он касается сотрудников правоохранительных органов, судей, чиновников и других.

Работа на государство еще не означает наличие запрета на ведение бизнеса. Им могут заниматься, например, учителя, которые вправе, помимо основной деятельности зарегистрировать ИП или стать учредителем ООО. Ограничение касается лишь чиновников и отдельных лиц, таких как судьи и депутаты.

Выбор организационно-правовой формы

Наемный сотрудник вправе выбрать одну из действующих организационно-правовых форм. Каждая имеет свои преимущества и недостатки:

  • Индивидуальный предприниматель. Самый распространенный вариант. Подходит для мелкого и среднего бизнеса. Можно нанимать сотрудников. Дополнительно начисляются пенсионные баллы, нужно платить страховые взносы. При выборе упрощенной формы налогообложения и патента, можно упростить бухгалтерию. 

  • Самозанятость. Такой гражданин может оказывать услуги и выполнять работы лично, а также продавать товары собственного производства. Не нужно платить страховые и пенсионные взносы. Минимальные налоги - 4-6%. Бухгалтер не требуется. Нельзя нанимать наемных работников.

  • ООО. Подходит для среднего и крупного бизнеса. Имущество компании является обособленным. Можно зарегистрировать сразу на несколько участников. Сложная бухгалтерия, но максимум возможностей.

Наемные работники, учитывая их необходимость совмещать бизнес с основной работой, чаще всего выбирают первые 2 варианта. Среди них каждый также имеет плюсы и минусы.

Деятельность в качестве самозанятого – оптимальный вариант для тех, кто хочет продавать собственные товары или оказывать мелкие услуги. Например, она подходит репетиторам, автомастерам, тренерам, имеющим дополнительную подработку.

Открыть самозанятого можно из дома. Для этого нужно скачать приложение и нажать несколько кнопок. В этой же программе формируются чеки, а раз в месяц приходят уведомление с суммой налогов, которые нужно уплатить.

Статус ИП дает больше возможностей. С ним можно нанимать работников, вести больше видов деятельности. Но появляется обязательство по уплате страховых и пенсионных взносов. В 2024 году это почти 5000 ежемесячно. 

Размер налогов можно сократить, если вид деятельности подходит под патентную систему. Перечень направлений, где допускается оформление патента, отличается в зависимости от региона. Чаще всего он подходит таксистам, программистам, лицам, оказывающим тренерские услуги. 

Нужно ли уведомлять работодателя о начале ведения бизнеса?

Если гражданин начинает деятельность в качестве ИП или самозанятого, то ему не нужно говорить об этом работодателю. Такая деятельность не будет считаться работой по совместительству.

Если лицо регистрирует ООО, то должно уведомить работодателя только в том случае, если помимо доли в компании будет занимать в ней какую-то должность. В таком случае это будет считаться совместительством.

В любом случае, работодатель не имеет права каким-то способом ограничивать ведение предпринимательства своим сотрудником. Соглашения о запрете на такие действия, которые часто предлагаются руководством к подписанию, не будут иметь юридической силы.


Наемный сотрудник вправе начать вести свой собственный бизнес, не увольняясь с основного места. Такое совместительство никак не ограничено, если предприниматель не является чиновником или банкротом. Дополнительные обязательства перед руководством не возникают.

Если у вас возникли какие-либо вопросы или вы не знаете, как начать такую деятельность и где взять стартовый капитал – обращайтесь в компанию «Третий Рим». Мы поможем оформить кредит и решить возникающие трудности.

Подписывайтесь на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных

Кредит для бизнеса

Узнать условия

Читайте также