
В наш век высоких технологий важное место занимает безопасность данных. Сегодня затронем тему – использование биометрии в банковской сфере. Это стало весьма распространённым явлением в последние годы, но по-прежнему вызывает множество вопросов и споров. Что такое биометрия, зачем ее данные используют банки, можно ли отказаться от нее?
Что такое биометрия
Каждый человек индивидуален. Идентифицировать его можно по голосу, отпечаткам пальцев, сетчатке глаза. Биометрия — наука об измерении и анализе физических и поведенческих характеристик людей.
Существуют различные виды биометрических данных:
-
Отпечатки пальцев
-
Голосовые образцы
-
Распознавание лиц
-
Ирис глаза и даже стиль походки человека
Финансовые учреждения активно используют науку для улучшения безопасности и удобства обслуживания. Применение биометрии варьируется от идентификации физического лица до аутентификации в мобильном банкинге. В последнем случае, клиент может войти в свой аккаунт, используя отпечаток пальца или распознавание лица, упрощая тем самым процесс аутентификации.
Плюсы и минусы
Применение биометрии в банковской сфере предоставляет удобства, но вызывает определенные затруднения и проблемы. Рассмотрим обе стороны этого вопроса.
Плюсы:
-
Безопасность транзакций. Уникальные биометрические данные сложно подделать, что значительно уменьшает вероятность мошенничества и повышает уровень безопасности транзакций
-
Скорость и удобство обслуживания. Биометрия позволяет автоматизировать процесс идентификации физического лица и сделать его более удобным. Не нужно помнить сложные пароли или PIN-коды: достаточно использовать отпечаток пальца или распознавание лица
Минусы:
-
Риски связанные с нарушением конфиденциальности данных. Если индивидуальные сведения попадут в руки мошенников, они могут использоваться для преступных действий. Поэтому хранение и обработка такой информации осуществляются в соответствии с законодательством о защите персональных данных
-
Технические проблемы и ошибки. Системы распознавания могут ошибаться, что приводит к ложной идентификации или отказу в доступе законному пользователю
Тем не менее, банки не отказываются от возможности улучшить сервис и повысить безопасность.
Использование биометрии в конкретных банках: кейс Сбербанка
“Лучшие становятся первыми”. Это относится к Сбербанку, который активно стал использовать биометрические технологии для удобства и безопасности своих клиентов.
Кредитное учреждение начало внедрять биометрию с 2018 года, участвуя в проекте создания Единой биометрической системы (ЕБС). Этот проект позволил пользоваться услугами банка и совершать операции, подтверждая свою личность с помощью лицевой идентификации и голосового подтверждения.
Биометрическая система Сбербанка позволяет клиентам совершать финансовые операции без присутствия в отделении банка. Достаточно всего лишь сделать селфи и пройти голосовую идентификацию в приложении банка. Кредитное учреждение является ярким примером того, как банковская система может использовать биометрию для улучшения качества услуг. Это позволяет сделать процесс обслуживания клиентов быстрее, удобнее и безопаснее.
Биометрия и личные данные
Вопрос конфиденциальности и защиты персональных данных — один из самых обсуждаемых в контексте использования биометрических технологий. Понимание этой темы поможет развеять некоторые опасения и дать понять, как защищены предоставленные клиентом сведения в банках.
Биометрические данные являются чувствительными персональными данными, так как могут быть использованы для идентификации конкретного человека. Это включает:
-
Отпечатки пальцев
-
Фотографии лица
-
Голосовые образцы
-
Другие индивидуальные параметры.
В банках эти данные используются для идентификации физического лица и подтверждения его личности.
Кредитные учреждения обязаны соблюдать высокие стандарты конфиденциальности и безопасности при обработке и хранении биометрических данных своих клиентов. Это включает:
-
Применение передовых методов шифрования
-
Физическую и логическую защиту данных
-
Соблюдение законодательства о персональных данных.
Банки также должны получать согласие посетителя на обработку его биометрических данных и предоставлять ему полную информацию о целях использования. Кроме того, клиенты имеют право на доступ, исправление и удаление переданных сведений, если не желают продолжать использование технологии.
Отказ от биометрии: что нужно знать
Несмотря на преимущества нововведения, клиенты банков вправе отказаться от его использования. Возникает вопрос: как это сделать, на что стоит обратить внимание?
В соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица могут отозвать свое согласие на обработку биометрических данных. Это право закреплено в Федеральном законе "О персональных данных" и регламентируется статьями Гражданского кодекса РФ.
Обратитесь в банк с письменным заявлением об отзыве. После получения бумаги банк обязан прекратить использование полученных сведений и уведомить клиента о выполнении запроса.
В сети можно найти множество историй о том, как клиенты банков отказывались от использования биометрии. Причины для этого разные: от беспокойства за свою приватность до недоверия к технологии.
Банки уважают право клиентов отказаться от использования биометрии. Они должны обработать заявление клиента и прекратить использование его биометрических данных. Однако это может привести к изменениям в способах идентификации и аутентификации клиента и доставить неудобства в обслуживании.
Возможно, в будущем технологии станут более совершенными, удобными и безопасными, что уменьшит количество споров и противоречий, связанных с их использованием.
Подписывайтесь на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей!